среда, 1 июня 2011 г.

Отзывы на книгу «Рок Териона»

 Весьма неординарная  книга  Порфирия  представляет собой  уникальное  событие  в   грузинской  научной  эссеистике, поскольку   у   неё  нет  аналога  не  только  в нашей  научной  среде,  но  и  в  западном  мышлении.  Автор  достаточно  ясно  указывает  в  «Вводном  слове»  о  том,какую  цель  он  ставит  перед  собой. «Книга  эта  повествует  о радении  земле, а не небу. Пусть она станет  утешением  для пребывающих  на земле».
Порфирий  для  размышления  преимущественно  обращается  к библейским   мотивам  и  тематике. Для него  существенным  является тот  язык, в  которого  должны  облечься  его размышления. Автор  выбрал  «язык  неведомых  древних  богов». Это  архаизированный,  в  действительности  свободно  и  своеобразно  одушевлённый    грузинский  язык, чем  Порфирий  перекликается  с пафосом  Иоанэ   Зосиме. Язык  предложенный  автором  поистине  прекрасно  соответствует  тому,что  и  как  он  хочет  сказать. Начиная  с  заглавия  книги  и заканчивая   названиями  её  отдельных  глав,а  также  вопросов   затронутых   для  рассуждения, автор  представляет  перед  читателем, в  какой-то  степени  искушённого  в  философии  и  богословии, вариации   на  библейские   и общечеловеческие   темы. Завершающая  глава  книги «Энхиридион  Сатанаеля»  являет  собой  искренний  призыв  Порфирия, огорченного  современной   жизнью  и  менталитетом  человечества.  В  этой  главе  своеобразно  оценён  весь  путь  пройденный  человечеством  и  масштабы  той  опасности, когда « наступление  конца  времён  для  потомков  Адама будет  последним  испытанием».
Восприятие  и осмысление  книги  Порфирия  не лёгкое  дело. Эта  книга  заслуживает  обстоятельного  внимания  и  рассмотрения  в  первую  очередь  в кругу  философов,  поскольку  автор  с  глубоким  знанием   дела  рассматривает  главнейшую  думу  всего  человечества.
                               Член-корреспондент  Национальной  Академии  Наук  Грузии,  директор  Института  классической  филологии, византинистики  и  неогрецистики  ТГУ  проф. Рисмаг  Гордезиани
                                                                                                                                             Август, 2010

По всей вероятности,нигде, ни на одном  языке  мира  не  написана  такая  книга,как «Рок  Териона». Это  произведение  создано  метафизической  яростью. Здесь  поставлены  предельные  философские  и  религиозные   проблемы.
Эта  книга  извещает  о  мощнейшем  восстании  человека,  о  его  неотступном  стремлении  защитить  землю  перед  небом.  У  Порфирия  сконцентрированы  и  переплетены  темы  и  каждая  из  них  заслуживает  тщательного  и  глубинного  рассуждения.
Книга  отмечена  интонациями  и формами  древнего  грузинского  языка,  что является  непривычным   для  грузинского  философского  мышления. Это  хоть  и  осложняет  восприятие  написанного,однако   придаёт  книге   особенную  тональность  и   в  новом  ключе  представляет  нам  словесные  конструкции.
Повторю: эта  книга  непременно  должна  стать  предметом  глубокого  и   тщательного рассуждения.
                                               Литературовед, критик,переводчик  Тамаз   Чхенкели
                                                                                               Апрель, 2009

Пассажи «Рока  Териона» великолепны  с  точки  зрения  языка, стиля  и  вкуса.Этого  искони    недоставало  в  грузинской  изящной  словесности. Книга  Порфирия  является  первым  случаем  философского  осмысления  библейских  проблем  в  грузинской   литературе. Этой  книге  соответствует  именно  этот  мифический   символ-топор  с   двумя  остриями. Я разделяю  дионисийский  пафос  «Рока  Териона».
Такая  глубина  чужда  грузинской  литературе. Я  не припоминаю, что где-нибудь  сумрак  духа  познающего  породил  столь  мощную  и  дерзновенную  мысль. Как  переводчику  Платона,  мне  в особенности  импонирует  диалог  Сократа  и  Иова  и  полностью  эта  глава. Подобным  громадным  вопросам  хорошо  подходит  этот  древний  язык. Гоча,ты стоишь   на  нехоженой  стезе  и далеко  подвинулся. Ты  можешь  идти  ещё  дальше.
                               Писатель,переводчик,доктор  философских  наук  Бачана  Брегвадзе
                                                                                              Ноябрь, 2010

В грузинской  литературе «Рок   Териона» Порфирия  является  величайшим  произведением. У нас  в Грузии  нет  философии.Создатель  этой  книги,  которого я  хорошо  знаю,  дал  то, чего  нам недоставало  в  философии.  Грузия  должна  выразить  благодарность  Порфирию  за  то,  что  он  сочинил  такую  книгу  не  на  каком-либо  другом  языке,а на  грузинском  языке  и  сделал её  собственностью   грузинской   культуры. Этот   великий  труд   истинно  должен   обозначиться   премией.Такая  философия  ещё  не  была   написана   во  многовековой   грузинской  литературе и  это  непременно  следует  оценить. Порфирий  является  талантливейшим  человеком  в Грузии.  В  «Роке  Териона» духовные  устремления   Прометея  и  Ницше  выразились  великолепным  грузинским  языком  Порфирия.
Я  как  языковед,  знаю  отчего Порфирий  предпочёл  древний  грузинский  язык  для  философского  рассмотрения  непреходящих   библейских  тем. В «Роке Териона»  столь  оригинально  осмысленным  вопросам  больше  всего  соответствует  именно  тот  древний   язые,  который  выбран  Порфирием. Этим  он  связал  грузинскую  философскую  мысль  с  духом   эллинской  философии,   что  так  сильно   проявляется  в  «Роке   Териона». Этим  языком  следует  рассматривать  ту  страшную  мысль,  которая  так  необычайно  передана  Порфирием.
Каждый  истинный  философ   должен  иметь  своего  Териона  и  обладать  опытом  взирать  в   бездну. Без  этого  не следует  философствовать.Уже  начало  этой  книги  увлечёт  читателя  и  обворожит  его. Великолепно  написаны «Феноменология  Иуды», «Голем  последних   времён»  и  прочие  главы  этой  книги. Подобного  ещё   не  было  сказано  в  христианском  богословии, которое насчитывает  два  тысячелетия. Эта  книга   являет  собой   тот  диалог  между  философией  и  религией,которого  так  нам  не хватает. В «Роке  Териона»  взаимно  связываются  и перекликаются  Восток  и  Запад. Грузинская  философия  должна  идти  вслед  за  Порфирием.
                                               Президент  Общества Руставели   Грузии, языковед, писатель,
                                                                              проф. Михейл   Курдиани
                                                                                                                                             Май, 2010

Комментариев нет:

Отправить комментарий